Джереми Кларксон о Джеймсе Мэе и о мнениях
Иногда мне хочется быть Джеймсом, который Мэй. Конечно, не из-за его джемперов, длинных волос или коллекции произведений Баха. И не из-за его дома, машин, акцента, умения чинить мотоциклы или высоких кожаных сапог на шпильках, которые он недавно купил. Но временами мне не хватает его вымуштрованного организованного ума - тогда моя жизнь колумниста сделалась бы гораздо легче. Ведь у других как бывает: прочтешь у журналиста в резюме, что ненавидеть рабочий класс он научился в трехлетнем возрасте, и уже знаешь его мнение хоть о французских революционерах, хоть о телешоу "Большой Брат"
Джеймс такой же. Пиво Джеймс любит темное, а интерьеры - бежевые. Поэтому мнение о новой машине Джеймс составляет задолго до того, как на ней поездит. Обычно он говорит: "Голубовато". И я знаю, что говорить об этом он будет до самой своей смерти.
Я так не могу. Я пока встану с кровати, успею передумать раз шесть или семь. В один момент я считаю, что успокоить бунтуюших мусульман может только сброшенная на них бомба, а через мгновение мне уже кажется, что бомбу лучше сбросить на Америку.
Мнение я примеряю, как одежду - стою перед зеркалом и раздумываю, пойдет оно мне или нет. Иногда приношу мнение домой и там понимаю, что выбрал неправильно, - тогда выбрасываю его и ишу другое.
Это доставляет мне кучу неприятностей! Потому что я могу составить себе внятное, твердое мнение, например, о новом Peugeot А потом, поездив на нем снова, не могу вспомнить, каким оно было... Иногда люди останавливают меня на улицах и воэмушаются: почему это вчера по ТВ я восхвалял то. что всего две недели назад разнес в печати?
Возьмите, например. McLaren Fl. Когда он появился, я сказал: "Это глупая машина, потому что у нее глупая иена", Чтобы купить его, джекпот нужно выиграть дважды, и все равно на еду и одежду уже не останется. "Зачем мечтать. - спрашивал я. - о том, о чем мечтать бесполезно?"
Учитывая это. Bugatti Veyron я должен был просто игнорировать. Ведь за него просят миллион евро, а на эти деньги можно купить дом! И если бы в моей жизни было хоть немного постоянства.- будь во мне хоть толика джеймсовости, я бы отказался от тест-драйва. Зачем? Все равно Veyron слишком дорог Я не собираюсь размахивать им перед носом у читателей, отлично зная, что их шансы заработать на Bugatti так же малы, как шансы быть съеденными полчишем мокрии.
Но я не отказался. Я собрал чемоданчик и покатил в Италию, где мне выдали, наверное, самое удивительное творение автомобильной инженерии (со временем это мнение может измениться, но пока я его придерживаюсь). Возьмите хотя бы семиступенчатую коробку. Я говорил с человеком, который возглавлял этот проект в Ricardo, и он сказал, что никогда не делал ничего более трудного. Ничего себе заявление от мастера, чьи творения использует "Формула-1"?
"О, «Формула-1» - это ерунда, - сказал он. -Мощности там ниже, и продержаться агрегатам нужно всего два часа. А в Veyron коробка должна проработать 10-20 лет". Неудивительно, что 50 человек делали эту коробку целых пять лет! Однако дело не только в ней. А двигатель -огромный четырехтурбинный W16. а аэродинамика' Ведь инженерам дали форму кузова и сказали, что изменений не будет. И еше им сказали, что машина должна развивать 1000 л.с. и выжимать 400 км/ч.
Они не собирались побить Mercedes или BMW. Они боролись с перегревом, трением и подъемной силой. Они боролись с природой' И как отреагировали автомобильные критики' Вместо того чтобы подбодрить и поддержать их, мы публично высмеивали каждую их неудачу!
Что ж, теперь пора посмеяться над нами, потому что у них-то все получилось Когда этот гигантский задний спойлер начинает подниматься на гидроопорах (с охлаждением!), вы чувствуете, как машину сзади прижимает к земле. Но больше всего меня поражает не то, что он может разогнаться до 407 км/ч, а то. что он проделывает это так непринужденно. На высокой скорости McLaren F1 ведет себя как сверхзвуковой Ве11-Х1 - сплошная вибрация и ужас. А несущийся Bugatti - это аэробус: крепкий, уравновешенный, безопасный.
Вам может не понравиться его внешность или крикливый салон. Вы можете считать Фердинанда Пиха ненормальным за приказ: сделать эту машину - и к черту акционеров! Но вам придется полюбить инженерное искусство. Вы просто не сможете поступить иначе.
Ведь он и не ракета, летящая только по прямой. Я мчался на нем по извилистой двухполосной дороге, которая из туннеля на Монблане ведет обратно в ионосферу.
То, как он держит дорогу, словами не передать! Я мог бы назвать этот автомобиль большим братом Lotus Else. И. пожалуй, назову. Он так же хорош!
Впрочем, я уже передумал: он хорош не "так же". Он лучше! Потому что по дороге из Италии в Лондон я не вылезал из Veyron 12 часов, а спина у меня так и не заболела. В Eltee так бы не вышло - и даже не потому, что через 12 часов езды на нем до цели оставалось бы еше столько же...
Одним махом Veyron отплатил мне за все, сказанное о нем прежде. Он переписал правила, изменил цели и по ходу дела показал матушке-природе длинный нос. Конечно, мне проше простого изменить свое мнение о Ferrari и ему подобных. Я привык. Я извиняюсь уже полжизни и не против извиниться еше разок. Но мне жаль, что я смеялся над вынашиванием Bugatti Veyron Я просто не понимал, что это за проект.
Джеймс тоже поражен масштабом достигнутого: уж в нем-то я не сомневался. Но. к сожалению. Bugatti впечатлил не всех. Я прочел пару отзывов, где журналисты все еше насмехаются над трудностями разработки и мнимой бездушностью результата. Ладно, парни, сознавайтесь. Вы ошибались -и Veyron выставил вас дураками.