Джеймс Мэй о Fisker Karma
Самое лучшее в чайниках-термосах на прилавках небольших кафе – то, что в твоем распоряжении всегда есть кипяток и в любой момент можно взбодриться чашкой чая.
Английская нация, как известно, поддерживает свою жизнеспособность чаем. Здорово было бы иметь гигантский национальный котел, из которого кипяток тек бы в каждый дом, правда?
Но это сложно. По причинам санитарно-гигиеническим и конструктивным трубопровод нужно было бы делать из меди, а это дорого. И вообще, сейчас почти всю медь забирает Китай, так что нам бы ее просто не хватило.
И потом, пришлось бы поддерживать температуру кипятка на всем пути через гигантские пустоши Оксфордшира к цивилизации в Хаммерсмите. Значит, не обойдешься без региональных чайных подстанций. Боюсь, ничего не получится. Но вдруг! Допустим, мы строим гигантский котел в местечке под названием Чодфорд. Пар от кипящей воды может приводить турбину, а та может включать генератор, который вырабатывает электричество. Электричество легко распределять по проводам и вышкам ЛЭП и доставлять в каждую розетку.
А я могу включить в розетку чайник и… вскипятить воду. Получается, на обоих концах системы – кипяток, а посередине – только электричество. Вот почему электричество – гениальное изобретение.
На самом деле можно сделать еще проще. Скажем, большой котел топят углем. Кто-то разводит огонь под сосудом в Чодфорде, но чаек заваривают в Хаммерсмите. У меня чайник электрический, но воду разогревает уголь.
Простите, если я объясняю слишком примитивно, но я пытаюсь объяснить, как работает Fisker Karma, так, чтобы меня не перебил Джереми. Эта страница – единственное место, где мне не затыкают рот.
Итак, Fisker Karma – электромобиль, но у него есть бензиновый мотор. Вот это уже непонятно, поэтому смотрите сюда. ДВС – чодфордская электростанция. А электромоторы, двигающие колеса, – мой чайник. По сути, колеса движет бензин, залитый в бак, потому что именно из бензина добывают энергию. Но к колесам она попадает через электричество.
Да, есть аккумуляторы, и их можно зарядить от сети, если хотите, и в этом случае колеса будет вращать уголь или газ, или ядерное топливо, или даже ветер, или водопад. А электричество будет, как обычно, посланником.
Если бы у меня был Karma, я бы вообще не стал заряжать его от сети. Я бы использовал двигатель и генератор. Но аккумуляторы все равно нужны: они – как пружина в часовом механизме. В форме электричества они сохраняют энергию, которая иначе пропала бы зря – например, во время торможения, чтобы использовать ее потом. Но тормозить можно, только если автомобиль движется, а движется он в первую очередь благодаря энергии бензина.
А теперь о сэре Исааке Ньютоне. Любой доморощенный физик скажет вам, что именно Ньютон говорил, что энергия не берется из ниоткуда и не может просто исчезнуть в никуда.
В лабораторных условиях все так и есть, но в реальном мире энергию легко растратить впустую – она уходит в тепло.
Бензиновый двигатель в машине работает, превращая тепло сгорания в механическое движение, но все тепло превратить в движение невозможно. Много энергии теряется. То, что удается сохранить, передается к колесам через коробки передач, сцепления и валы, которые необходимы для того, чтобы справиться с многочисленными недостатками динамических характеристик двигателя: у него есть холостой ход, он работает только в ограниченном диапазоне оборотов и так далее.
В Fisker механическое движение реализуется с помощью генератора, аккумуляторов и моторов. Это еще один способ превратить бензин в движение. Вот и все. Забудьте о бессмысленных различиях между электричеством, ископаемым топливом и так называемой альтернативной энергией. Это просто энергия.
И в Fisker главный источник энергии – бензин, а электромотор позволяет более эффективно этим источником энергии распоряжаться. Вот почему Fisker c двухлитровым мотором способен разгоняться, как Maserati Quattroporte.
И салон мне нравится.