Хаммонд за рулем легенды: Fiat 500
Ну, что тут скажешь? Посмотришь на фото, и уже что-то шевельнется в душе. Да будет вам! Конечно, шевельнется. Вы это чувствуете! Вот несется на тебя отряд головорезов Чингисхана – выставь перед собой Fiat 500 и сиди себе спокойно. Подъедут, побросают луки и: “О-ой, гляди, какая крошечная машинка. Она такая ми-и-лая”. И действительно, милая.
И крошечная, да – господи, да она просто микроскопическая – но сделала большое дело, появившись в 1957 году в послевоенной Италии, когда людям отчаянно была нужна машина. Видимо, они не слишком привередничали. Никого не смущало, что автомобильчик вышел малюсенький. Зато уже не мопед – автомобиль. Но 500-й не так уж сильно отличался от скутера. Крыша – хорошее дело, но 479-кубовый моторчик развивал всего 13 сил. Немного даже для точилки для карандашей. О разгоне до ста речи не шло, потому что он до них не разгонялся. Зато делал все что нужно и прославился как автомобиль, поставивший на колеса послевоенную Италию.
Да, он маленький и слабенький. Но он обладает волшебным обаянием и необъяснимой силой притяжения, вот я и понесся к нему быстрее, чем эксгибиционист через теннисный корт. Дверные петли расположены сзади. Одно только это заставляет меня трепетать и чувствовать исключительность происходящего. Салон простой – голый, но отчаянно прекрасный, как домик рыбака или лесная сторожка. Двухцилиндровый моторчик сзади вздрагивает на старте и трясется, как испуганная собака в багажнике. Автомобильчик трогается и тянет с удивительной решимостью, двухцилиндровый мотор, наверное, усиливает ощущение, что этот малыш не такой нежный, как кажется.
Приборная панель проста. Только спидометр. И все. Но что еще нужно? В машине всего восемь движущихся узлов, она успокаивающе проста. Есть подвеска, даже вполне полноценная для того, чтобы нести 499 кг массы да иногда преодолевать ухабы. Коробка без синхронизаторов, так что переключаться лучше, хорошенько подобрав скорость, дважды выжав сцепление, чтобы сравнять скорость двигателя со скоростью колес. Звук, несложная функциональность, простые сиденья, металл в салоне – да мне вообще все в нем по душе. Представляю себе, как те, кто ездит на нем сегодня, улыбаются во весь рот, до боли в скулах.
Его сняли с производства в 1975 году, но успели сделать четыре миллиона машин. И собирали даже после того, как вышла новая модель – Fiat 126. А еще делали спортивную версию – Abarth Sport, и это была Impreza того времени. Мощность подняли до 21 л.с., увеличив объем мотора на 20 кубиков. В этой обычной версии и сегодня чувствуется, как утилитарно сделан автомобиль – только чтобы ездить и не промокать под дождем, как на скутере. Именно своей простотой и непретенциозностью он и очаровывает. Тогда автомобиль стоил всего 200 фунтов, но сейчас экземпляр в хорошем состоянии стоит пять штук – большие деньги за маленькую машинку. И на такой классике не будешь ездить каждый день. Но случись хорошая погода и подвернись подходящий маршрут, и тогда поездка в Fiat 500 принесет радость и сделает жизнь волшебной.
Цифры/факты
Fiat 500
Годы производства: 1957-1975 Двигатель 479-499 см3
Мощность 13-21 л.с. 0-100 км/ч н/д Максималка 85 км/ч
Масса 499 кг